УСТЬ-ЦИЛЬМА
Мысли глобально, действуй локально.
Р. Ванегейм
Основоположник психогеографии безумный парижанин визионер Иван Щеглов верил, что можно построить дома, где нельзя будет не влюбляться. Пусть эти дома будут существовать лишь в нашем воображении, этого достаточно для начала. «Все мы ищем серверо-западный проход – волшебную дверь в иные миры» – говорил он. Спустя десятилетия страстные прозрения Щеглова, окончившего жизнь в сумасшедшем доме, выглядят романтичными догадками безумца об истинном устройстве мира. Возможно, с самого начала так все и было. Но это не отменяет магической силы этих догадок.
Искусство Устины Яковлевой похоже на откровения ребенка, живущего в цифровом храме. «Алиса встречается с Солом Левитом», – сказали бы французы. Обсессивные повторяющиеся черточки складываются в воображаемый пейзаж. Художник предлагает зрителю игру ассоциаций. Кажется, что мы видим на холсте съемку из гугла тающих льдов Антарктиды. Или это может быть высохшие русло реки. Или облака. Или закодированное послание в бинарной системе координат. 24000 черточек шириной 5мм. Холодный язык концептуализма оказывается приручен маленькой девочкой для того, чтобы показывать сны о ее прошлой жизни.
«Моя мама родилась в Усть-Цильме. Это значит устье реки Цыльмы. Это на севере», –рассказывает Устина. Река длиной в 12 метров переживаний отформатированных в бинарные оппозиции черного и белого, длинного и короткого, пустого и наполненного. Цифровое автоматическое письмо. Под асфальтом современности шумит внутренняя Монголия, но для того, чтобы ее почувствовать нужно научиться видеть в трещинах следы прошлых жизней.
Наследница когда-то вытесненной на периферию модернистского искусства орнаментальной живописи Яковлева идет дальше своих боевых предшественниц из 70х. Риторика феминистской борьбы трансформируется скорее в исследовательский интерес к природе визуального образа и тем законам, по которым он сегодня формируется. Если романтический настрой Левита проявлялся в попытках найти системные сбои в гиперструктурированном пространстве, то Яковлева идет в обратном направлении. Она пытается структурировать ускользающие психические переживания, будь то воспоминания об отношении человека и пространства, или чистый поток эмоций. Так, на ее холстах встречается ограниченность расчета с бесконечностью биения пульса жизни, холодность выразительного средства с телесной экспрессивной ритмикой, личная история и вопрошание о сущности искусства.
Арсений Жиляев
Куратор проекта по поддержке молодого искусства СТАРТ
Мысли глобально, действуй локально.
Р. Ванегейм
Основоположник психогеографии безумный парижанин визионер Иван Щеглов верил, что можно построить дома, где нельзя будет не влюбляться. Пусть эти дома будут существовать лишь в нашем воображении, этого достаточно для начала. «Все мы ищем серверо-западный проход – волшебную дверь в иные миры» – говорил он. Спустя десятилетия страстные прозрения Щеглова, окончившего жизнь в сумасшедшем доме, выглядят романтичными догадками безумца об истинном устройстве мира. Возможно, с самого начала так все и было. Но это не отменяет магической силы этих догадок.
Искусство Устины Яковлевой похоже на откровения ребенка, живущего в цифровом храме. «Алиса встречается с Солом Левитом», – сказали бы французы. Обсессивные повторяющиеся черточки складываются в воображаемый пейзаж. Художник предлагает зрителю игру ассоциаций. Кажется, что мы видим на холсте съемку из гугла тающих льдов Антарктиды. Или это может быть высохшие русло реки. Или облака. Или закодированное послание в бинарной системе координат. 24000 черточек шириной 5мм. Холодный язык концептуализма оказывается приручен маленькой девочкой для того, чтобы показывать сны о ее прошлой жизни.
«Моя мама родилась в Усть-Цильме. Это значит устье реки Цыльмы. Это на севере», –рассказывает Устина. Река длиной в 12 метров переживаний отформатированных в бинарные оппозиции черного и белого, длинного и короткого, пустого и наполненного. Цифровое автоматическое письмо. Под асфальтом современности шумит внутренняя Монголия, но для того, чтобы ее почувствовать нужно научиться видеть в трещинах следы прошлых жизней.
Наследница когда-то вытесненной на периферию модернистского искусства орнаментальной живописи Яковлева идет дальше своих боевых предшественниц из 70х. Риторика феминистской борьбы трансформируется скорее в исследовательский интерес к природе визуального образа и тем законам, по которым он сегодня формируется. Если романтический настрой Левита проявлялся в попытках найти системные сбои в гиперструктурированном пространстве, то Яковлева идет в обратном направлении. Она пытается структурировать ускользающие психические переживания, будь то воспоминания об отношении человека и пространства, или чистый поток эмоций. Так, на ее холстах встречается ограниченность расчета с бесконечностью биения пульса жизни, холодность выразительного средства с телесной экспрессивной ритмикой, личная история и вопрошание о сущности искусства.
Арсений Жиляев
Куратор проекта по поддержке молодого искусства СТАРТ
!!
ОтветитьУдалить